Эффективность превыше всего

Первая народная правовая помощь Красноярска

юридическая помощь Красноярск, защита потребителя, споры со страховыми компаниями, правовые услуги в Красноярске, юрист без предоплаты в красноярске, услуги юриста дешево, земельные споры, правовая помощь с гарантией результата

Комментарий законодательства:

 

Комментарий к Преамбуле закона о защите прав потребителя.

 

Источник: Комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" (постатейный) / отв. ред. Н.С. Михайлова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

     

Преамбула комментируемого Закона РФ "О защите прав потребителей" (далее по тексту - Закона) логически разделена на две части. Первая из них указывает на то, какие отношения регулируются данным Законом, вторая содержит перечень основных понятий, используемых в его тексте.

Прежде чем перейти к анализу конкретных норм, содержащихся в Вводной части, следует отметить то значение, которое имеет эта часть Закона. Естественно, что текст любого законодательного и иного нормативного акта логично начать с указания на предмет его регулирования, т.е. на те правоотношения, к которым следует применять тот или иной нормативный акт. Поскольку комментируемый Закон носит социальную направленность, т.е. имеет своей целью защиту интересов широких слоев населения, то и в вопросе структуры его норм он должен соответствовать этой направленности. Первое и главное из требований к структуре такого закона - способность любого человека понять, регулирует ли данный закон отношения в интересующей его сфере, что понимается под тем или иным термином, содержащимся в нормах закона, и какие действия ему необходимо совершить, чтобы защитить свои личные интересы в данной сфере. При этом следует учитывать, что закон, направленный на защиту интересов неограниченного круга лиц, должен быть максимально подробно и понятно изложен, так как рассчитан на его применение людьми не только не имеющими юридического образования, но и никогда не сталкивавшимися с проблемами правовой защиты своих интересов.

Комментируемый Закон:

1) регулирует отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг);

2) устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей;

3) регулирует получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах);

4) регулирует права потребителей в области защиты их прав;

5) регулирует государственную и общественную защиту их (потребителей - Прим. авт.) интересов;

6) определяет механизм защиты этих прав.

Итак, вот исчерпывающий перечень тех отношений, которые урегулированы комментируемым Законом. Расположение его в самом начале текста сразу обращает на себя внимание читателя и предоставляет ему возможность определить, предоставит ли ему комментируемый Закон защиту в интересующем его вопросе или нет. По этому перечню также можно судить о том, какие цели государство считает для себя приоритетными в данной сфере. Логично, что на первом месте в данном перечне стоит наиболее общая цель - регулирование отношений в рассматриваемой нами сфере. При всем очень общем характере данной нормы она содержит в себе важное указание на заинтересованность государства в данной области правоотношений. Вторая цель вытекает из первой - в данной области государство заинтересовано в защите жизни, здоровья потребителей и в ненарушении их прав изготовителями, исполнителями и продавцами товаров (работ, услуг). Это предоставление потребителям возможности получения информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах); просвещение, т.е. предоставление максимально широкому кругу потребителей наибольшего количества информации об имеющихся правах и возможностях в данной сфере; предоставление защиты этих прав и возможностей и определение порядка ее осуществления.

Вторая часть преамбулы содержит перечень основных понятий, используемых в Законе, а именно:

- потребитель;

- изготовитель;

- исполнитель;

- продавец;

- стандарт;

- недостаток товара (работы, услуги);

- существенный недостаток товара (работы, услуги);

- безопасность товара (работы, услуги).

Остановимся на основных признаках каждого из приведенных в Законе понятий. Главным отличительным признаком понятия потребитель от любого другого покупателя товара (по договору купли-продажи) или заказчика работ или услуг (например, по договору подряда) является цель их приобретения. Такой целью для потребителя всегда являются его личные бытовые нужды, не связанные с извлечением прибыли.

У изготовителя таким отличительным признаком будет то, что основной целью его деятельности является производство товаров для последующей их реализации потребителям. Здесь следует отметить интересный факт: сам изготовитель может не реализовывать свою продукцию непосредственно потребителю, продавая ее организациям, которые уже, в свою очередь, будут реализовывать товар потребителю. Но, несмотря на это, изготовитель несет ответственность перед потребителем за качество произведенного им товара.

Тот же отличительный признак есть и у исполнителя. Выполнение работ (оказание услуг) по возмездному договору презюмирует извлечение им прибыли за счет потребителя.

Продавцом является организация, реализующая товары потребителям по договору купли-продажи. Сам продавец реализуемых товаров не производит, а закупает их у изготовителя, как говорилось выше. При этом следует учитывать, что цепочка движения товара от изготовителя к продавцу может включать в себя промежуточные звенья в виде организаций, перепродающих товар.

Говоря о стандартах, следует отметить, что это комплексное понятие. Существует множество стандартов, которые определяют качество товара (результата работы, оказанной услуги) не только применительно к его основному назначению. То есть приобретенный товар должен не только выполнять функции, для которых он предназначен, но и быть безопасным, соответствовать санитарным, противопожарным нормам, о нем должна быть предоставлена необходимая информация и т.д.

Понятие недостатков товара (работы, услуги) целесообразно рассматривать в сравнении с понятием существенных недостатков. Понятно, что любой товар (работа, услуга), не соответствующий требованиям Закона, стандарту, условиям договора, использованию по функциональному назначению, будет признан имеющим недостаток. Критерий существенности недостатка Закон ставит в зависимость от нескольких факторов: невозможность или недопустимость использования товара; невозможность устранения недостатка либо неоднократное его проявление; несоразмерные затраты времени на его устранение. Следует отметить, что данный перечень не исчерпывающий, иные недостатки также могут быть признаны существенными. Причиной, по которой Закон различает эти два понятия, является то, что наличие в товаре просто недостатков и существенных недостатков влечет разные правовые последствия.

Требования Закона к безопасности товара (работы, услуги) распространяются на весь период существования товара от начала использования до утилизации, а также на процесс выполнения работы (оказания услуги), использования результата работы. Несоблюдение норм безопасности делает изготовителя (продавца) товара ответственным за вред, причиненный вследствие несоблюдения этих правил. Охраняемыми Законом объектами, которым не должен быть причинен вред, являются жизнь, здоровье, имущество потребителя и окружающая среда.

 

На главную >>>