Эффективность превыше всего

Первая народная правовая помощь Красноярска

юридическая помощь Красноярск, защита потребителя, споры со страховыми компаниями, правовые услуги в Красноярске, юрист без предоплаты в красноярске, услуги юриста дешево, земельные споры, правовая помощь с гарантией результата

Публикация: защита прав человека

Статья З. Номоконова «Права человека в правовой доктрине»

// Журнал "Юриспруденция", 2014, номер 1.

          

Общетеоретические положения о государственно-правовой жизни общества занимали умы ученых еще с древности. Утверждению основных принципов и институтов конституционного права способствовали радикальные изменения в общественной жизни, научные достижения в познании окружающего мира, активная творческая деятельность выдающихся мыслителей прошлого, исследовавших место и роль человека в обществе и государстве, стремившихся раскрыть причины появления и существования публичной власти, принципы взаимоотношений между человеком и государством.
К примеру, в Великобритании утверждение Хабеас корпус акта (1679 г.) привело к возникновению одного из ведущих принципов современного конституционного права - гарантии свободы. Принятие Декларации независимости (США, 1776 г.) и Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.) послужило определенной вехой в процессе становления конституционного права.
Следует отметить, что философско-правовая концепция прав человека заключает два основных момента. Первый состоит в том, что неотъемлемые и неотчуждаемые права "первого поколения" (право на жизнь, право частной собственности, неприкосновенность жилища, частной жизни) присущи человеку просто потому, что он человек. Это естественные (личные) права, которые вытекают из самой человеческой природы каждого индивидуума, и назначение их в том, чтобы поддержать в человеке чувство собственного достоинства. Ко "второму поколению" прав человека относятся права, устанавливаемые в соответствии с нормотворческими процессами, происходящими как на национальном, так и на международном уровне (гражданские, политические, избирательные, социально-культурные и др.). Философско-правовой основой прав "второго поколения" является согласие тех, на кого они распространяются, т.е. согласие субъектов права, тогда как основу "первого поколения" прав составляет естественный порядок вещей.

В общих философских чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как биосоциальное существо в обществе подобных себе индивидов. Таким образом, права и свободы человека дают возможность полного развития и использования человеческих качеств, интеллекта, талантов и способностей, возможностей удовлетворять духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой со стороны государства.

В истории возникало много различных идей, теорий, концепций, рассуждений о справедливости, общем благе, свободе и других элементарных нормах нравственности. Общечеловеческие ценности выражены в тех учениях о праве, которые содержат идеи равенства людей перед законом, прав и свобод человека. С этими идеями тесно связана мысль о необходимости подчинения праву не только индивидов, но и самого государства.

Первоначальные представления о гражданстве и правах человека формировались в общем русле философско-правовых концепций, отстаивающих высокую ценность закона и законности (Платон, Сократ, Аристотель и др.). Последующее развитие философско-правовой мысли подтвердило неразрывность взаимодействия прав человека и господства закона в обществе, которые свидетельствовали о великом историческом прозрении древних мыслителей относительно прогрессивных направлений и форм развития государственности на пути свободы и гуманизма.

Развитие философских идей и доктрин правового государства неотделимо от становления представлений о правах и свободах человека, которые в конечном счете и явились тем центральным звеном, вокруг которого развивались и выстраивались философско-юридические принципы и нормы правового государства.

В период буржуазных революций в разработку концепции значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс и др. Их философско-правовые концепции опирались на теоретические построения античных мыслителей относительно подчинения закону, обеспечения свободы, гуманистической ориентации государства. Для них характерна неотделимость прав человека от принципов построения правового государства - господство закона, свобода и справедливость.
Используя идею естественного закона (на основании исследования учений Аристотеля), Джон Локк (1632 - 1704) первым дал глубокое обоснование личных и гражданских свобод. К ним относится прежде всего свобода совести из-за невозможности воздействовать на внутренние убеждения извне. Природа человека такова, что его нельзя принудить к вере во что-либо с помощью внешней силы.
Естественная свобода человека "заключается в том, чтобы не быть ничем связанным, кроме закона природы". В государстве свобода не уничтожается, а конкретизируется в гражданских законах: "Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека".

Бенедикт Спиноза (1632 - 1677), развивая идеи естественного права, одним из первых дал философское обоснование демократии, гражданских прав и свобод.
Он считал, что в ситуации разъединения индивидов их естественное право обеспечено плохо, практически неосуществимо. Требуемые гарантии достигаются только в государстве, где каждый из объединяющихся субъектов переносит на него свою мощь, свое естественное право. Государство после такого объединения является гарантом обеспечения естественного права, но права не отдельных лиц, а всей совокупности граждан. Действие естественного права не прекращается, а принимает иную модификацию.

Среди основных функций государства - культурно-правовая, "ибо люди не рождаются гражданами, а становятся", их юридичность и уважение к законам "должны быть приписаны главным образом добродетели и абсолютному праву государства".

Но, по его мнению, сколь ни могущественна верховная власть, она не в состоянии всегда править так, как хочется. Она не в силах игнорировать то, что необходимо следует из законов природы. Индивид же таков, что не может полностью отказаться от принадлежащих ему естественных прав. К ним относятся право на жизнь и безопасность, свобода совести и мысли ("Каждый по величайшему праву природы господин своих мыслей").

Юрист и политический мыслитель Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) в трактате "О духе законов" (1748) - итоге своего двадцатилетнего труда - основной ценностью назовет политическую свободу индивида, условиями обеспечения которой выступают справедливые законы и надлежащая организация государственности.

Идея свободы индивида, выдвинутая раннебуржуазными философами-просветителями, была развита в философских работах Канта и связывалась с правовым равенством людей, их свободным общением. Идея свободы как прирожденного естественного права человека и права в целом как результат добровольного согласия на ограничение собственного произвола определяет понимание государства как объединения множества людей, подчиненного общим правовым законам.
В философском учении Канта прослеживается мысль о связи естественного права человека на свободу и господства в государстве правовых законов - "право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти. Здесь нет середины и нельзя измышлять среднее прагматически обусловленного права (нечто среднее между правом и пользой); всей политике следует преклонять колени перед правом".

По мнению философа и общественного деятеля И.Г. Фихте <1> (1762 - 1814), потребность обеспечить личные права людей обусловливает необходимость государства. Общая воля народа составляет стержень законодательства и определяет границы влияния государства. Исходя из своего назначения, утверждает Фихте, человек обладает рядом естественных прав, которые присущи ему по праву рождения. Это право на жизнь в обществе, право на свободу, право на суверенность личности и, наконец, право на культуру как самое главное и определяющее.